You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Америка в ММОМА: что смотреть на главных весенних выставках

Komar & Melamid + Генрих Худяков на Петровке, 25

Америка в ММОМА: что смотреть на главных весенних выставках
18+
Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет
Мне есть 18

21 марта ММОМА открывает две новые выставки в корпусе на Петровке, 25, и обе с «русским» взглядом на Америку последней четверти XX века. Основоположников соц-арта Komar & Melamid с Генрихом Худяковым, занявшим третий этаж музея, связывает больше, чем просто любовь к Нью-Йорку: ироничность нарративов, консюмеризм, жизнь в эмиграции, бурлеск и андерграунд — осматривайте здание сверху вниз и читайте все, что написано на стене. Генрих Худяков смотрит на Большое яблоко поэтически: «Мама, неужели я никогда не увижу Америку», — вопрошал он когда-то, а после сравнивал Нью-Йорк с «разлитым костром огней», глядя на Манхэттен с вершины Эмпайр-стейт-билдинг.

У Комара c Меламидом вступают иные мелодии: их первая в России ретроспектива — как сборник цитат из всего, что окружало советского человека даже в тысячах миль от дома. Куратор Андрей Ерофеев при участии Иосифа Бакштейна собрал лишь то, что Виталий Комар и Александр Меламид делали вместе с 1972 по 2004 год, пока существовал их дуэт. Точнее, «коллективный автор».

Генрих Худяков. «Рождество 84», 1984–1994
Генрих Худяков. «Рождество 84», 1984–1994

Истории Komar & Melamid больше 30 лет: в 1972 году художники отказались от субъективного, чтобы максимально точно передавать реальность, — статистические данные о том, какую степень наготы предпочитают американцы, какие картины у публики самые любимые и на что способны обычные круги и треугольники. С надписи «Вам хорошо», вынесенной на афишу выставки, революционный красный попадает на работы о преодолении границ, на произведения «вымышленного автора» и в залы с «плохим искусством». Komar & Melamid подшучивают над всем вокруг, от обывателей до профессиональных художников, чья деятельность превращается в набор клише. На выставке рядовому российскому человеку предстоит столкнуться с видеоработами на мольбертах, мини-кладбищем и документацией того, как авторы пытались связаться с космосом, подавая ему световые сигналы из окна.

Komar & Melamid. Документация акции «Первая беспошлинная торговля между США и СССР: Продажа Душ», 1979, и «Портрет отца», 1973. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Komar & Melamid. Документация акции «Первая беспошлинная торговля между США и СССР: Продажа Душ», 1979, и «Портрет отца», 1973. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Выставка Komar & Melamid в ММОМА
Выставка Komar & Melamid в ММОМА

На несколько месяцев музею добавили потайных комнат и деревянных конструкций, укрывающих главную лестницу, колонок и нестандартного освещения: у Комара и Меламида слышится смех, у Генриха Худякова играют песни Pink Floyd и других звезд эпохи. 16 залов на третьем этаже делятся на советские и американские, через весь коридор протянут желтый скотч, в залах по-нью-йоркски сложены мусорные мешки и записаны любимые истории художника. 10 января 2019 года Худяков умер в Джерси-сити. Jumbo Love© — для него тоже первая персональная выставка в России, жизненный маршрут, в котором его экспериментальная поэзия и визуальное искусство соседствуют с авторскими книгами, перформативными практиками, документами и фотографиями.

Увидеть два американских «маршрута» в ММОМА вместе можно до середины мая, выставка Худякова закроется 19-го, Komar & Melamid останутся в музее до 9 июня.

Komar & Melamid. «Вам хорошо!», 1972. Из собрания Шалвы Бреуса
Komar & Melamid. «Вам хорошо!», 1972. Из собрания Шалвы Бреуса
комментарии